Стартапами самарского наноцентра заинтересовалась ОАО «РЖД»

Проекты ООО «Нанотехнологический центр Самарской области» могут стать основой для создания в регионе пилотной региональной инновационной площадки ОАО «РЖД», включающей инжиниринговый центр – технопарк КбшЖД. Об этом заявил начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин.

Завершился визит в Самарскую область представителей Центра инновационного развития ОАО «РЖД». В программе двухдневной рабочей поездки — совместное совещание с администрацией Самарской области по созданию региональной инновационной площадки на Куйбышевской железной дороге. А также — презентация инновационного потенциала Самарской области, предметное рассмотрение железнодорожниками предложений от инновационных предприятий и научно-производственных организаций в сфере высоких технологий, стартап-проекты. Все это происходило уже в Тольятти, на площадке технопарка «Жигулевская Долина». В мероприятии приняли участие начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин, руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Алексей Ильметов, ректор Самарского государственного университета путей сообщения, представители региональных предприятий и ВУЗов.

Визиту предшествовала большая информационно-аналитическая и организационная работа: на сегодня составлен перечень более чем из 70 запросов на инновации, приоритетные для реализации в ОАО «РЖД. «Это те конкретные задачи, которые предстоит решать региональным стартап-проектам, науке и производственным предприятиям. По мере развития инновационной площадки перечень запросов будет расширяться», – говорит главный инженер КбшЖД Вячеслав Дмитриев. Выбор ОАО «РЖД» пал на Самарскую область не случайно. В нашем регионе развиты космическая, авиационная и автомобильная отрасли, эффективно работают научно-производственные предприятия и технопарки. Их возможности могут быть использованы в интересах РЖД. В свою очередь инновационная инфраструктура региона и ее участники получают доступ к ресурсам крупнейшего федерального монополиста.

В ходе рабочей поездки представители Центра инновационного развития РЖД оценили готовность научного и промышленного потенциала, наличие заинтересованных кадров, управленцев и специалистов, а также наличие интересных идей, проектов и стартапов в Самарской области.

На совещании были презентованы наиболее интересные стартап-проекты по внедрению новейших технологий и решений в такие сектора железнодорожной отрасли как, например, альтернативные противопожарные системы. Альтернативные источники электропитания для подвижного состава и инфраструктуры, высокотехнологичные смазки, — эти решения для ОАО «РЖД», представленные ООО «Нанотехнологическим центром Самарской области», вызвали горячую заинтересованность и у Александра Зажигалкина, и у его коллег. Так, Александр Владимирович отметил технологичность презентуемых стартапов, четкость и конкретность инженерных идей. И уже прошедшее тестирование ряда проектов в подразделениях железной дороги. По его словам, это повышает шансы стартапов наноцентра на скорое внедрение. Уже за рамками мероприятия обе заинтересованные стороны договорились о алгоритме дальнейшего рабочего взаимодействия.

Кроме того, одним из итогов встречи стал подписанный о сотрудничестве договор между наноцентром и Самарским государственным университетом путей сообщения, который, по словам его ректора Дмитрия Железнова, готов выступить региональным системным интегратором научных идей и инновационных разработок для РЖД и ее инновационного центра в Самаре.

В ближайшее время по многим из представленных проектов будет решаться вопрос об их пилотном внедрении и апробации в структурных подразделениях Куйбышевской железной дороги. В свою очередь, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области рассмотрит возможные варианты финансовой поддержки региональных предприятий на этапе тестирования проектов.

По итогам встречи отмечен высокий потенциал и заинтересованность Куйбышевской железной дороги в размещении на ее территории пилотной площадки для открытия регионального инновационного центра ОАО «РЖД», на базе которого будет сформировано уникальное партнерство крупнейшей транспортной компании, региональной власти и стартап-проектов.

Комментарий

Александр Владимирович Зажигалкин, начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» (г. Москва):

- Подводя итог встрече: спасибо за хороший уровень и материалов, и интересных предложений. Первое. Мне кажется, что такое сотрудничество и взаимодействие надо делать систематическим. Вот тут уже сказали не «если», а «когда», говоря о нашей инновационной площадке… А это значит, что нам надо. Что, на мой взгляд, обязательно надо делать, — так это представление наработанных проектов на периодической основе. Так, как это происходило вчера и сегодня. Я очень прошу об этом подумать. Начнем формировать площадку, и сделаем одним из ее элементов — это презентации на системной, постоянной основе инновационных проектов, стартапов. И их анализ с нашей стороны — с точки зрения интересов РЖД. Коллеги с КбшЖД, я прошу вас отнестись серьезно, потому что каждый из представленных проектов можно оценить с точки зрения статуса, экспертной оценки, приоритетности. Дату определить! И определить, что из этого может стать предметом дальнейшего сотрудничества. Что работа с ЖД, что наноцентром, с Самарским университетом… Это — предмет вот таких отдельных презентационных аналитических сессий с последующей проработкой на дороге с точки зрения приоритетности, перспективы, опытно-промышленной эксплуатации.

Второе. В апреле на сайте РЖД в разделе «Инновации» появилась кнопочка «Единое окно». В него можно передавать свои проекты, предложения, идеи. Им присваивается индивидуальный номер, персональный менеджер, определенный статус. Но чтобы дело двигалось — особенно это касается региональных предложений — рекомендуем и очень просим вас наладить взаимодействие с железной дорогой, наладить отработку этих предложений с дорогой. Дорога рассмотрит проект со всех сторон, комплексно, учтет мнения всех дирекций и служб. Конечно, и мы будем контролировать, но все тотально контролировать невозможно, поэтому надо отработать механизм. Через службу главного инженера, через службу технической политики. Каждому проекту, взятому на вооружение, делаем дорожную карту. И пытаемся определить применимость, целесообразность, готовность к допуску на сертификацию и т. д. Прошу, чтобы проекты были представлены и в «Единое окно», и в ручном режиме — главному инженеру КбшЖД.

Третье. Я бы хотел выстроить систему «пилотов», — с помощью региональной инновационной площадки. «Пилоты» помогут в том числе отстроить, прогнать механизм запуска инновационных проектов. В итоге получим то, что интересно РЖД. Самое главное пожелание — сделать так, чтобы это была системная и комплексная работа.